Данилов, Иван Васильевич

Дани́лов Ива́н Васи́льевич ( ) - архангельский звонарь, историк и путешественник. Основатель Архангельской школы звонарей.

Иван Данилов, архангелогородец, звонарь, огромный черноволосый и чернобородый человек с едва раскосыми глазами и доверчивым детским взглядом, наполовину русский, наполовину коряк. Иван принял нас на своей родной северной земле, когда мы снимали художественный фильм «Матвеева радость» по рассказам североморского писателя Бориса Шергина. Было это в середине восьмидесятых. Слава Богу, сегодня интерес к подлинной истории государства понемногу пробуждается в сознании граждан. В то время профессия историка была мало популярна. Иван сделал свой выбор давно. Когда мы познакомились, он, кандидат исторических наук, служил старшим хранителем музеев архангелогородской земли. Его этнографические знания были абсолютны. Любой, возникший у нас, вопрос, даже очень сложный, тут же был подробно и детально освещен Иваном Даниловым. Поморская архитектура 18-19 веков? -Пожалуйста! Технологическая особенность строительства северных кораблей? - Пожалуйста! Предметы оленьей упряжки? - Пожалуйста! Любая хронология - пожалуйста! Орудия пахаря, оружие воина так же - без промедления. И все это повествовалось так естественно и неспешно, без суеты и превосходства, что слушать, всю оставшуюся жизнь, только Ивана.


Иван Данилов. Работы по подъему колоколов.

Натура мощная, масштабная и щедрая. Думаю, что где-то в глубине души Иван чувствовал, что он - призван! В работе, на отдыхе, в необязательной беседе, всегда он следовал своему призванию. Его внутренний мир небыл подвержен ни каким искушениям и влияниям. Он стремился сам «во всем дойти до самой сути». И ответом его самобытной сложившейся натуре, божественному дару, которому он вдохновенно служил, была музыка колоколов. Когда Иван сочинял, а потом на колокольне в Малых Карелах звонил в девять колоколов свои произведения - он был счастлив. Увы, степень этой радости нам неведома. Однажды, в довольно ироничном разговоре одна дама, по профессии музыкальный редактор, сказала: «Вы извините, какой же вы музыкант без образования? Нужно хотя бы нотный стан выучить». А Иван, по-детски искренне, легко и просто, с любовью к букве «О», ответил: «У вас-то, в вашем стане семь нот, а у меня четыресто!» Самое невероятное в том, что это действительно гак. Он был, к глубокой нашей скорби, был гениальным импровизатором. Когда-то, для художественного фильма режиссера Алексея Салтыкова «Емельян Пугачев» я ниписал песню «Колокола», она не вошла в картину. В первые дни нашего знакомства в номере гостиницы «Двина» я спел ее Ивану. Он слушал отрешенно, ни разу не взглянув ни на исполнителя, ни на гитару. А потом, ни слова не говоря, позвонил другу: «Андрей! Бросай все, подъезжай к «Двине». Мы поедим в Малые Карелы», Так я впервые оказался в этнографическом музее, где Данилов, можно сказать, был хозяином. Мы поднялись на колокольню, присели на скамеечки. «Подождать надо» -сказал Иван. Он готовился к звонам довольно долго. Вглядывался, вслушивался, чуть ли не принюхивался. Иван кратко пояснял, что тучи низко, давление не то, ветер не оттуда и так далее... Происходила «настройка оркестра», настройка небесной благодати, ожидая своей очереди в череде природных проявлений. И когда дождался, почувствовал, его лицо озарилось тихой благодарной улыбкой, тогда сказал: «Вот, теперь можно...» И зазвонил...

Моя песня, мелодия и темпо-ритм явились поводом, а далее • торжество импровизации; деревья, люди, облака, часовенки храмов, высокие северные дома замерли в упоение, насыщаясь колокольными перезвонами, которые парили над северной землей. И никто не был обделен: ни полет бабочки, ни травинка, ни стройная темная ель, - всему живому был послан точный, нежный и сильный звук жизни и красоты. Звоны соединялись с небом и уходили в другие земли, а им вослед рождались новые звуки и все былое вставало перед глазами. В этой музыке слышалось море, звенящие топорики поморов, строивших свои карбасы, тоска матерей, жен, плач младенца и сильные, гудящие ветры в парусах. Ивановы звоны будоражили память, распечатывали душу. И было мгновенье, когда казалось, что сейчас и мы полетим вслед за звонами над нашей необъятной землей. Это было явление, гармония природы -неба - человека и духовной страсти Ивана Данилова, которому Бог дал слышать небесное и соединять своим гением людей с Богом. Спасибо, Иван! Есть пророки в твоем отечестве и ты - один из них! Закончил играть Иван Данилов и тут же подул ветер, стал накрапывать дождь. Видно и они своей очереди дождались.


Иван Данилов. Первый звон на Красной Площади. Храм Василия Блаженного (Покрова на Рву).

Иван был не только нашим консультантом во время съемок, он снимался в фильме «Матвеева радость». Мы убеждены, что если бы ему судьбой было уготовано стать актером, то Россия приобрела бы артиста масштаба Бориса Андреева.

Говорят, что человек прожил на земле не зря, если он посадил дерево, построил дом, сына вырастил. Это истина. Но Иван не задумывался над догмами. И если ему в жизни что-то не удалось сделать, он это многократно восполнил тем, что каждый человек, который был с ним знаком, стал духовно богаче. Десятки учеников Ивана Данилова звонят по всей России. Музыка его колоколов живет, а значит, жива бессмертная душа Ивана. Его колокольные звоны можно послушать на пластинках. Это, конечно, не открытое небо, но все равно, впечатление сильное.

Кланяемся мы тебе, Иван Данилов. Царство тебе небесное! Спасибо тебе, Господи, что сподобил нас знакомыми этому исполину северной земли!

Борис и Елена Галкины.

Запись опубликована в рубрике Энциклопедия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.