Била

Во времена гонения христиан о колоколах, конечно, не могло быть и речи, призыв к богослужению производился через особых лиц из низших клириков (называвшихся на востоке лаосинактами, т.е. народособирателями).

Позже в монастырях призывали в храм возглашением перед дверями каждой келии - аллилуия или употребляли молоток, ударяя им в двери келии, а еще позже вошли в употребление при монастырских церквах так называемые била и клепала.

На немецком языке язык колокола называется клоппел от одного корня с нашим клепалом.

В нашем церковном уставе (типиконе) тот же инструмент разумеется под именами: била, клепала ("клепать в малый кампан, или в ручное клепало по обычаю", древа, или просто под именем "великое" ("ударяет в великое и клеплет довольно". Тип. посл. Пасхи).

У греков такие железные доски назывались агиосидерон.

Било или билцо, металлическая или деревянная доска , около сажени длинной, в которую ударялось особой колотушкой.

Различали 2 била - великое и малое, малое носили в руке, большое вешали на башне или на столбах.

В уставе Саввы Сербского говорится, что после вечерни братия отходить ко сну, "дондеже восклепает в малое бильце, возбуждая вас на полунощную службу, иже и той (клепающий) сам поет, вжигая в церкви кандила и свещи, также в великое клепало клеплет, потом и в медное, созывает всех вас ан утреннее славословие, ему же начало подобает творити. По дарении в звон, благословляется Бог от дневного иерея" (Главник XX, 172).

Кроме церковных, призывающих к богослужению, в некоторых монастырях есть еще било, так называемое - трапезное, в которое тремя слышными ударами призывают братию к совершению трапезы.

В настоящее время била и клепала употребляются почти на всем востоке: на Афоне, на Синае, в Иерусалиме, в трех или четырех церквах в Константинополе, в Болгарии и отчасти в Сербии.

Кроме деревянных бил встречались металлические и даже каменные. Так, в описи Соловецкого монастыря значится "клепало каменное, строения преп. Зосимы".

К нам била перешли из Византии, где, по свидетельству Антония: "колокола не даржат во святой Софии, но, билцо мало в руце держа, клеплят на заутрени, а на обедни и на вечерни не клеплют: а по иным церквам клеплют и на обедни и на вечерни. Било же держат по Ангелову учению, а в колокола латыне звонят.

У греков била для большей звучности делались из особого дерева явора, но, за неимением подобного, у нас делали била из меди или железа.

Иногда била заменялись просто досками, как, например, в Греции, где их называли симандрами, это были просто деревянные или железные полосы, в которые били палками или колотушками. Подобные доски находились в XII и XIV веках в новгородских и псковских церквах, - они и теперь употребляются на Алтае и в Сибири в старообрядческих скитах.

В Иерусалиме, при храме Воскресения, особенно хвалят, по гармоническому звуку, деревянное било с приделанными к нему стальными пружинами, которые, сотрясаясь от удара в било, производят приятный звук.

Диакон Троице-Сергиевского монастыря Иона, по прозвищу Маленький, бывший в Иерусалиме в 1648-52 годах, так описывает звон в било в храме Воскресения: "в святую и великую суботу за пять часов до нощи, прежде ударяют в било деревянное и в железное в великом алтаре, и клеплют с полчаса".

Била особенно были распространены в Ростове, за что ростовцев и дразнили в старину: "звоните вы в свои била и клепала".

На давнее употребление у нас била мы имеем многочисленные летописные указания. Так, например, о Печерском монастыре говорится в летописях, что пред кончиною Феодосия братия "удариша в била, собрашася вси".

Под 1074 годом о Матвее Прозорливом сказано: "седе, опочивая, под билами".

Под 1091 г. "оному глаголящу ко мне удариша в било, мне же рекущю: прокопах уже".

Хотя о колоколах упомянается еще в X веке, но они были редки и малы и долго не могли вытеснить из употребления била, на что есть также летописные указания. Так, например, говоря о погроме Москвы, произведенном ханом Тохтамышем в 1382 г., летопись замечает, что "не бе звонения во колоколы ни в била". Это ясно указывает, что в то время во многих церквах била еще заменяли колокола.

В киевской летописи под 1182 г., где говорится об избрании нового печерского игумена, упомянается об употреблении била: "во вторник же удариша братья в била и снидоша в церковь и почаша мольбы творить".

В выписках из переписных книг новгородской области находим указание, что даже в половине XVI века колокола почти совсем не были в употреблении. Не только в приходских церквах, но и в монастырях всюду были била и клепала.

Да и повсеместно в России колокола не скоро вытеснили древние била, может быть всилу известных традиций или даже народных суеверий; недаром Антоний говорит: "била же держат по Ангелову внушению, а в колокола латыне звонят".

Мы знаем, с каким недоверием наш народ постоянно относится к разным новшествам, особенно если таковые касаются церкви или религии.

Он с фантастическим упорством отстаивает свою старину и на всякое, даже несомненно полезное нововведение вначале смотрит недоверчиво и недружелюбно.

Вернее всего, что и к первым колоколам он отнесся именно таким образом, и нужен был значительный промежуток времени для того, чтобы он примерился с мыслею "о новом звоне".

Но даже и признав за колоколами известное право, старина продолжала еще довольно крепко держаться, особенно в монастырях и сельских храмах.

О новгородской Филипповской церкви, по случаю слития первого колокола в 70 пудов в 1558 году сказано: "и не бысть колокола большого и никакого и от создания церквей каменных св. апостола Филиппа и великого чудотворца Николы 175 лет, а было железное клепало".

Употребление била и клепала мы видим до самого последнего времени.

На Афоне била употребляются до сих пор.

Дюканж привозит описание железного била на Афоне, сделанное Петром Белоном в XVI веке: "это кусок железа, толщиной в три пальца, длинной в руку, несколько изогнутый в дугу". Оно висит на гвозде у дверей церковных и при ударе издает звук, подобный колокольному. Монахи на Святой Горе не имеют иных звонков, кроме этого била, и когда нужно идти на молитву, то призываются звуком этого железа.

Точно также и в Синайском монастыре занеимением колоколов до сих пор сохранилось "било". Ночью еще, в часу в пятом, вас пробуждает церковное било, на котором дробно и громко выбивает ключарь призыв к службе.

Идущему на Голгофу в Иерусалиме, встречаются в переходе над проходом, что за алтарем, висящие железные и деревянные била, оглашающие церковную службу.

В одном из писем Святогорца к друзьям находим любопытное описание афонского звона: "часа за два до заката солнышка начался бой в деревянную доску к наступающему всенощному бдению; довольно долго разносились по отдаленным частям внутреннего расположения Лавры слабые звуки призывной токи и замирали за обителью, на первых соседних холмах. Деревянный бой через полчаса сменился металлическим: несколько времени ударяли в чугунную доску и, наконец, отозвалась на пустынных высотах шумная игра нескольких колоколов.

"Посовести надобно признаться, что мало значит, кажется, и самый московский великан - Иван в стройном говоре своей металлической семьи, в сравнении со здешними немногими колоколами, когда они томно отзовутся своими нестройными звуками Святогорской пустыни"...

"В самой нестройности их переборов есть что-то неизъяснимо приятное, питающее мысль и сердце меланхолическим чувством".

"В нашей Матушке-России в немногих, только пустынных обителях сохраняется в точности устав первых веков аскетичества: токи или деревянные доски уже вышли из употребления и заменились колоколами, в призыве на службу отшельников".

"Между тем, разнообразие здешнего созыва в церковь сперва деревянною, а потом чугунною досками и, наконец, игрою колоколов имеют свою важность и значение высокое, даже акустическое, между нашим временем, отдаленным, протекшим и будущим".

Оловянишников Н., М. 1912 г.

Таким образом можно отметить, что переход от бил к колоколам был насущно необходим и закономерен и уже в конце XIX - начале XX века практически на всей территории Российской Империи использовались колокола, подчеркивающих особую торжественность Богослужения и доносящих свой голос призыва к молитве на многие километры, что подтверждает свое явное преимущество перед билами, и возвращение к традиции бил и клепал уже нецелесообразно.

Запись опубликована в рубрике Энциклопедия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.