Настоящие била в Ново-Тихвинском монастыре (г.Екатеринбург)

И вновь на молитву… На богослужения сестры собираются по первому удару в деревянное било
И вновь на молитву… На богослужения сестры собираются по первому удару в деревянное било

Звонко-звонко разносится по всему Свято-Игнатьевскому скиту и далеко за его пределами деревянный перестук. «Что это такое?!» – недоумевали поначалу только что прибывшие в скит и еще не успевшие освоиться паломники. «Происходит постройка нового дома? Но почему так ритмично и бесперебойно работают мастера?!» …А между тем, стук явно приближается, вот он все ближе-ближе… Да это же вовсе не молотки умелых мастеров! Это – самое настоящее било! Одна из сестер быстро ударяет небольшой колотушкой по длинной узкой резной доске, которая и называется билом! Что же это, нововведение? Как оно могло появиться?

Монах, клеплющий в ручное било. Греция. Метеора. Монастырь св. Варлаама
Монах, клеплющий в ручное било. Греция. Метеора. Монастырь св. Варлаама

Сейчас мало кто знает, что в действительности било употреблялось христианами с самых первых веков по Рождестве Христовом, причем преимущественно – в монастырях. Об использовании бил упоминается во многих древних рукописных источниках. Например, в житии прп. Феодосия Киновиарха, написанном еп. Петрийским Феодором, в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха (VI – нач.VII в.), в полных Типиконах XI–XII вв. и в сочинениях Патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона (XII в.). По свидетельству автора книги «История колоколов и колокололитейное искусство» Н.И. Оловянишникова, била и клепала применялись почти на всем Востоке: на Афоне, на Синае, в Иерусалиме, в некоторых церквях Константинополя, в Болгарии и отчасти в Сербии.

Было широко распространено использование била и в России, куда оно перешло из Византии. Об употреблении его говорится во многих местах летописных сказаний XI–XIV вв., а из переписных книг Новгородской области XVI столетия становится очевидным, что в то время колокола еще почти не использовались: в монастырях и приходских церквях имелись лишь била и клепала. Да и повсеместно в России колокола не скоро вытеснили древние била, кое-где они употреблялись вплоть до самого последнего времени.

Металлическое било (клепало) в виде «ангеловых крыл». Колокольня Ксиропотамского монастыря на Афоне. 2002 г.
Металлическое било (клепало) в виде «ангеловых крыл». Колокольня Ксиропотамского монастыря на Афоне. 2002 г

Издавна святые отцы придавали билу очень высокое символическое значение. Так, в «Сказаниях о Церкви» свят. Германа Константинопольского говорится, что било есть «образ гвоздей, которыми были прободены руки и ноги Господа, что отозвалось во всех концах вселенной». Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, уподоблял его «трубам ангельским, в которые вострубят ангелы в последний день, и звуком их возбудят все народы». Патриарх Феодор Вальсамон считал, что «ударение в железное или медное било выражает нам образ будущего суда и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к суду общему», в то время как великое ударение (в деревянное било) было изобретено «для благовестия Божественного Евангелия и для чтения прочих священных книг». Святитель Симеон, архиеп. Фессалоникийский, в одном из своих произведений так описывает созыв братии к полунощнице: «В полночь или немного спустя, когда ударят в било, во образ последней ангельской трубы, встают все от сна, как от смерти». О биле в высокой стихотворной форме писал архиеп. Имбросский Афанасий, а армянский поэт Григор Нарекаци (рубеж X – XI вв.) в своих стихах воспевает его как «новое орудие музыкальное» [то есть стоящее как бы над гуслями, цитрами и кимвалами] и говорит, что это есть «свирель новая, иного вида, / Принятая нами вместо старой, что не пустозвонит по-язычески / И не звучит суетно-грубо по-иудейски».

Било большое (великое) деревянное. Слева – металлическое било (клепало). Лавра  прп. Афанасия на Афоне. 2002 г
Било большое (великое) деревянное. Слева – металлическое било (клепало). Лавра прп. Афанасия на Афоне. 2002 г

Существуют разные виды бил: деревянные, металлические и каменные. Деревянные изготавливаются лишь из твердых пород дерева: на Афоне и в Константинополе – из каштана, в странах Восточной Европы – из клена, ясеня и березы. Металлические била делаются из железа, меди, чугуна и колокольной бронзы. Иногда к деревянному билу прикрепляются металлические пружины, которые при ударе и сотрясении издают дополнительный звон. Каменные била встречаются, конечно, реже. До сих пор они используются только в монастырях Сирии и Эфиопии, а в России упоминания о них имеются лишь в документах XV века (такое било, например, было в Соловецком монастыре во времена игуменства там прп. Зосимы).

По размеру била подразделяются на два типа: большое – «великое» и малое – «бильце». Большое било делается из длинной доски или бруса прямой либо дугообразной формы и подвешивается горизонтально (реже – вертикально) у входа в храм или вблизи него, в бильнице. Ударять в него могут два человека четырьмя молотками. Малое било делается или в форме коромысла (тогда один из его концов кладется на плечо), или в виде короткого двухлопастного весла (в таком случае его держат в левой руке за «талию»). Ударяют в него молотком, который тоже может иметь самую разнообразную форму. Держат било строго горизонтально – таким образом, чтобы при взгляде на клеплющего вспоминался крест.

Молоточки, используемые для бил в афонских и метеорских монастырях
Молоточки, используемые для бил в афонских и метеорских монастырях

Традиционным критерием для классификации бил является также характер их звучания – «ударение». Различают Великое ударение (в большое деревянное било), Малое (в бильце) и Медное или железное ударение (в металлическое било, причем ударяют металлическим же молотком или крупными гвоздями). Использование била в ходе богослужения регулируется в целом Богослужебным Уставом – Типиконом, но отдельные указания содержатся также в Постной и Цветной Триодях. В современном афонском Уставе предписывается использование нескольких видов бил: деревянного ручного, больших деревянных и железных будничных и праздничных. Применение их строго регламентировано. Вот как, например, описывается афонский звон в книге «Письма святогорца к друзьям своим о святой Горе Афонской»: «Часа за два до заката солнышка начался бой в деревянную доску к наступающему всенощному бдению; довольно долго разносились по отдаленным частям внутреннего расположения Лавры слабые звуки призывной токи и замирали за обителью, на первых соседних холмах. Деревянный бой через полчаса сменился металлическим: несколько времени ударяли в чугунную доску и, наконец, отозвалась на пустынных высотах шумная игра нескольких колоколов».

Крестный ход в скиту. Храмовый праздник в честь свт. Иоанна Тобольского
Крестный ход в скиту. Храмовый праздник в честь свт. Иоанна Тобольского
Запись опубликована в рубрике Энциклопедия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.