Русские колокольные заводы

У нас в России дело литья церковных колоколов поставлено очень высоко, что объясняется огромным спросом.

Всех заводов в настоящее время в России, занимающихся специально литьем церковных колоколов, имеется 20: в Москве 2, в Ярославле, Варшаве, Гатчине, Елабуге, Н. Ломове (Пензенской губ.), Венгрове (Седлецкой губ.), Харькове, Воронеже, Ростове-на-Дону, С.-Петербурге, Слободской (Вятск. губ.), с. Гордеевке (Ниж, губ.), Балахне, Костроме по одному, в Валдае и Саратове по 2, эти заводы отливают более крупные колокола. Затем при с. Пурехе (Ниж. губ.) 8 литейных заводов изготовляют мелкие колокола. За год заводы сработают церковных колоколов 100—120 т. пудов.

Несколько заводов, помещающихся в с. Пурехе, изготовляют лишь маленькие ямские колокольчики — дужные, носящие название Валдайские, по имени города Валдай Новгород, губернии. Формируются они уже не в глине, а в земле, в опоках, ручным и машинным способом. Металл для отливки идет уже не тот, что для больших колоколов — идет медь и цинк. К Валдайским колокольчикам подвешивают на железном крючке язычок медный, отлитый из того же сплава; к более мелким подвешивают на сыромятном ремешке железное кольцо.

Особенно литейным искусством славится Ярославская губерния, где уже в XVIII в. существовали отличные мастера, отливавшие колокола, как в самом городе, так и ходившие для отливки на сторону.

Один из ярославцев, г. А. Ф. Грязнов, передает, что точных сведений, когда и кем именно был устроен в Ярославле первый завод литья колоколов, не имеется.

Тем не менее есть некоторые основания считать, что первый ярославский колокололитейный завод был устроен Дмитрием Максимовичем Затрапезновым, сыном основателя “Ярославской Мануфактуры” и братом Ивана Максимовича Затрапезнова, “фундатора” “Ярославской Большой Мануфактуры”... Судя по качеству литья колоколов завода Д. Затрапезнова, а также по тому, что на нем могли отливать колокола весом по 700 пудов, и притом в один день по нескольку (5 ноября 1754 года было, как видели выше, отлито два колокола), нужно полагать, что завод Д. Затрапезнова, для своего времени, был большой и хорошо поставленный.

К сожалению, больше ничего неизвестно о деятельности этого первого ярославского колокололитейного завода, неизвестно также, когда он прикончил свое существование и по какой причине.

В Ярославле же находится огромный колокололитейный завод Товарищества “П. И. Оловянишникова Сыновья”, считающий за собой 150-летнюю давность. Имеются данные, что в 1766 году на заводе был отлит колокол для Яковлевского Ростовского монастыря, весом в 163 пуда 8 ф., с надписью: “1766 году месяца июня 15 дня при державе Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыне нашей Императрицы Екатерины Алексиевны и при наследнике Ея Благочестивейшем Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче тщанием и трудолюбием собственного Святейшего правительствующего Синода ведомства при Архимандрите Павле и братии того Монастыря лит во граде Ярославле на заводе Григория Федорова Оловянишникова весом 163 пуда 8 фун.”

В настоящее время завод находится на улице, называемой Городской вал; это третье место, которое он занимает со дня своего основания.

Первоначально, более ста лет тому назад, он находился против Спасского монастыря, затем из центра города, с увеличением производительности, ему пришлось переселиться на Городской вал, недалеко от того места, где он находится в настоящее время.

Постепенно развивая свою деятельность и расширяв границы своего сбыта, он рос в размерах и теперь вместо одной небольшой плавильной печи, он уже располагает четырьмя большими, могущими свободно удовлетворить все требования рынка.

Проглядывая список церковных колоколов, отлитых заводом, видно, что нет губернии, в которой не имелось бы колоколов, отлитых на заводе Товарищества.

Причина подобного успеха лежит в той зарекомендованной прочности, благозвучности и мощности звука отливаемых на заводе Товарищества колоколов.

Завод неоднократно исполнял заказы для придворных церквей, для Востока и посылал изделия на Запад.

По заказу Великого Князя Константина Николаевича в Орианду, для церкви Покрова Пресвятой Богородицы, для Князя Черногорского (в Черногорию) и для Княгини Александры Иосифовны в Татое (в Греции), — за границу: в Софию, Тырново, Систово и Рущук (в Болгарии), Старый Иерусалим, Константинополь, Карлсбад (в Австрии) и др.

Высочайшие особы, прибывая в Ярославль, всегда посещали завод литья церковных колоколов Товарищества Оловянишникова. Так, в 1823 году 24 августа завод посетили Император Александр Павлович; в 1831 г. 13 ноября — Принц Петр Георгиевич Ольденбургский; в 1834 г. 7 октября и 1841 году 11 мая — Император Николай Павлович; в 1837 г. 10 мая — Государь Цесаревич, Великий Князь Александр Николаевич, в 1850 г. 7 августа — Великие Князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич; в 1858 г. 15 января — Император Александр II, а в 1868 г. 14 мая — Великий Князь Алексей Александрович.

С 1882 года завод стал вырабатывать колокола, стремясь не только к одной благозвучности, но также и определенного тона, подбирая целые звоны того или другого аккорда. Этим подбором лично руководил известный протоиерей о. Аристарх Израилев, о котором мы уже упоминали выше. Главным мастером на заводе в 1868 г. состоял Игнатий Веревкин; с 1905 г. состоит его сын Иван Веревкин.

На Московской Всероссийской выставке 1886 г. за свое изделие завод получил высшую награду — Государственный Герб.

На Нижегородской Всероссийской выставке 1896 года завод экспонировал 31 колокол, подобранный по камертону, за что и был удостоен высшей награды — Государственного Герба.

На последней Всемирной Парижской выставке завод экспонировал звон в количестве 22 колоколов, составляющий две октавы. Исполнение пьес на них привлекало массу слушателей; оно производилось при помощи соответственно устроенных клавишей, так что каждому знакомому с нотами предоставлялась возможность играть на колоколах.

В 1903 году на Промышленной сельскохозяйственной выставке в Ярославле завод вновь экспонировал 30 колоколов, подобранных по нотам, и получил высшую награду.

Завод принимал также участие и на иностранных выставках: в Новом Орлеане, 1885 года; в Париже, 1889 года; в Чикаго, 1893 года, и др., где всегда получал награды.

Что касается украшений, то на мелких колоколах завод их не ставил, так как этим лишь затемняется звук, но для больших колоколов, на которых украшения не отражаются на звуке, имеется богатый и разнообразный набор рисунков.

Заимствованное за границей применение колоколов для богослужения разрослось и окрепло на русской почве, и нет места в России, где стройный и мощный звон колокола, то веселый и радостный то печальный и торжественный, не возвещал бы людям о ином мире, о иных заботах и радостях...

Литература

  • Оловянишников. История колоколов и колокололитейное искусство
Запись опубликована в рубрике Дореволюционные колокольные производства. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.